Персональный сайт педагога Дьяченко Г.П.

План по самообразованию

 МДОУ  « Детский  сад  комбинированного  вида «Улыбка»

 

 

 

 

ПЛАН  ПО  САМООБРАЗОВАНИЮ

на  2016– 2017 учебный год

 

 

педагога

 Дьяченко Галины Павловны

 

(стаж работы 10 лет,  квалификационная категория первая)

 

Тема:

«Экологическое воспитание детей через ознакомление с природой родного края»

 

Возрастная группа: средняя группа

 

 

Московская  область

Серпуховский  район

2016г.

Тема:  «Экологическое воспитание детей через ознакомление с природой родного края»

 

Цель:  систематическое повышение  профессиональной  подготовленности в области теории и методики организации деятельности по формированию экологического воспитания детей через ознакомление с природой родного края в  условиях  введения  ФГОС ДО, формирование у родителей и воспитанников ответственности в деле сохранения природы родного края.

Задачи:

1. Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания в вопросах экологического воспитания детей;

2. Изучение учебной и научно-методической литературы  по  вопросам  экологического воспитания дошкольников вне занятий в условиях взаимодействия ДОУ с семьей;

3. Совершенствование  работы  с детьми по формированию основ экологической культуры, осознанного отношения к природе, выработка первоначальных  практических  навыков  рационального природопользования;

4. Активизировать работу по  использованию  технических средств  обучения;

5. Использование современных информационных образовательных технологий в условиях работы по новым образовательным стандартам;

6. Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;

7. Внедрение в  практику  работы  полученных  знаний.

Месяц

Формы работы

Результативность

Сентябрь-октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль-апрель

Апрель-май

Май

1.Теоретическое изучение проблемы (знакомство с предметом, диагностика, изучение, анализ и самооценка результатов)

2. Изучение психолого-педагогической литературы  по  теме «Экологическое воспитание детей через ознакомление с природой родного края»

 

3.Разработка перспективного плана  работы с детьми по теме: «Экологическое воспитание детей через ознакомления с природой родного края»

4.Проведение НОД в средней группе по экологическому воспитанию для педагогов ДОУ. Тема: «Как зайка шубку менял»

5.Изучение инновационных  форм,  методов  и  приемов работы с родителями по экологическому воспитанию детей через ознакомления с природой родного края».

6. Посещение  занятий по  экологическому воспитанию дошкольников коллег.

7.Выступление на методобъединении перед педагогами

8.  Создание  подборки  занятий на тему: «Экологическое воспитание детей через ознакомления с природой родного края»

9. Оформление с помощью родителей в группе центра экологического воспитания дошкольников.



10.Организация экскурсии  с детьми и их родителями в Приокско-Террасный государственный природный биосферный заповедник.

Сравнительный анализ программ по экологическому образованию дошкольников.

Перспективный план работы по теме: «Экологическое воспитание детей через ознакомления с природой родного края»

Конспект НОД «Как зайка шубку менял»

Консультация для родителей на тему:

«Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»

Консультация для педагогов. Тема: «Люблю тебя мой край родной!»

Цикл занятий

Оформленный  в  соответствии  с  ФГОС ДО  центр  экологического воспитания дошкольников.

  в  группе

Экскурсия в Приокско-Террасный государственный природный биосферный заповедник.

 

 

Планируемые  результаты:

1)  повышениепрофессиональнойподготовленности в области теории и методики  организации экологического воспитания  дошкольников через ознакомление с природой родного края» в ДОУ;

2)  организация  учебно-воспитательной работы  с  дошкольниками на уровне современных психолого-педагогических, медико-биологических, дидактических и методических требований;

3)  повышение  общей  педагогической культуры;

4)  написание перспективного плана работы с детьми по формированию экологической культуры детей через ознакомление с природой родного края;

6) проведение   консультации  для педагогов на тему: «Люблю тебя мой край родной!»

7) проведение консультации для родителей на тему:

«Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»

8)  оформление  в группе центра экологического воспитания в  соответствии  с  ФГОС ДО;

9)  создание  подборки  занятий на тему: «Экологическое воспитание детей через ознакомления с природой родного края».

10) экскурсия в Приокско-Террасный государственный природный биосферный заповедник;

11)  оформление  папки «Экологическое воспитание детей через ознакомление с природой родного края» для  методического кабинета.

 

 

 

 

Пояснительная записка

Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущие облака, яркое солнце, падающий снег – все это привлекает детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Но, к сожалению, наши дети лишены богатств и сокровищ природы. Везде человек приложил свою руку. Проблема всего человечества – в спасение природы. Чтобы природа не была полностью уничтожена, задача взрослого воспитывать у детей чувства прекрасного к окружающему миру природы.

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становиться сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этого некуда. Там - лес погубили, там – лугов лишились, там – земля очерствела… мы, наши дети живем в 21 веке и от нас, от них зависит, будет ли существовать гармония в отношениях человека и природы. В соответствии с этим важно особое внимание уделять пониманию детьми своего неразрывного единства с окружающим миром. Причем, это единство должно быть не только понятно ребенком, но и прочувствовано, должно стать основой гуманного отношения к природе. Поэтому, я полагаю, что успех в воспитании гуманных чувств возможен, если ребенок будет, относиться к каждому живому организму как самоценной, уникальной сущности, имеющей право на жизнь. Формирование чувства единства природы и человека является одним из условий освоения детьми экологической культуры человечества.

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей.

Целью экологического воспитания является становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.

Актуальность темы:

2017 год объявлен в России — годом экологии.

Указ Президента РФ. Согласно Указу президента РФ от 1-го августа 2015 г. под № 392 «О проведении в РФ года особо охраняемых природных территорий» 2017 год в России объявлен годом экологии.

Подобную задачу было решено воплотить в жизнь в связи с мировой тенденцией обращения общественного внимания на проблемы экологического характера каждой страны в отдельности и всего мира в целом. Проблемы экологии в России. Опираясь на мнения экспертов, было выявлено, что современная обстановка в области экологии становится с каждым годом всё более удручающей. Ухудшается состояние почв, загрязняются воды, опресняются моря, уменьшается количество зелёных насаждений, увеличивается уровень средней температуры, что приводит к таянию ледников, уменьшается защитный озоновый слой в атмосфере… Это далеко не окончательный перечень проблем современности, которые предстоит решить. Для поддержания состояния почв и очищения водоёмов, а также для устранения иных перечисленных выше проблем было решено провести экспертные действия продолжительностью в целый год. Благодаря данным мерам Правительство РФ намеревается в 2017 году, улучшить общую экологическую обстановку в стране, дабы не усугублять столь тревожные прогнозы экологов.

Мероприятия посвященные 2017 году экологии. На данный момент в России организовано более 13 тысяч особо охраняемых природных территорий, сокращённо ООПТ. Благодаря экспертной группе, которая будет учреждена в 2017 году, решено увеличить число ООПТ ещё на несколько сотен. В ходе планируемой программы проведутся около 168 предприятий, направленных на распространение информации о проблемах экологии. План мероприятий, включает в себя и организацию детских и юношеских фестивалей на данную тематику, а также иных просветительных действий. Создание всероссийского форума по ООПТ и решение проблем уменьшения количества млекопитающих также будет проводиться в течение всего 2017 года. Одним из сторон рассматриваемого вопроса станет развитие заповедной системы в России. На данный момент на территории РФ существует 103 природных заповедника, которые в своей деятельности практикуют не только сохранение природного ландшафта и увеличения количества особей животного мира, но и поддержание популяций исчезающих видов, очищения природных источников воды, улучшение состояния состава воздуха. Главные цели экологических мероприятий в РФ Благодаря запланированным мероприятиям Правительство РФ намерено улучшить экологическую обстановку в стране, что непременно должно отразиться не только на общем состоянии здоровья данной территории, но и на отношении граждан к экологическим проблемам. Главным критерием продуктивного завершения поставленных целей станет сознательный подход и ответственное понимание всей остроты и важности поднимаемой проблемы экологии.

Актуальность моей темы заключается в том, чтобы не только познакомить детей с животным миром родного края. С их местообитанием, характерными признаками внешнего вида, но и подвести к тому, что природа и ее обитатели – это живая часть мира, которую нужно беречь, любить, сопереживать и радоваться ей.

 Перспективный план  работы с детьмипо теме: «Экологическое воспитание детей через ознакомления с природой родного края»

 

Октябрь: 

Беседы на темы: «Что нас окружает?», «Удивительный лес», «Дикие звери Сибири».

Наблюдения за объектами живой и неживой природы.

Д/и «Чей след? », «Чей хвост? ».

Художественное творчество: рисование «Золотая осень».

Чтение худ. лит: С. Есенин «Береза», И. Бунин «Листопад», рассказы и загадки о животных.

Консультация для родителей на экологическую тему: «Вода - источник жизни на земле.

Ноябрь: 

Беседы на темы «Птицы родного края», «Клест», «Лесной доктор»

Составления описательных рассказов о птицах; рассматривание иллюстраций о птицах. Наблюдение за птицами на прогулке.

Д/и «Птичье лото», «Чей клюв? », «Составь птицу», «Зимующие и перелетные».

Кормления птиц на прогулке.

Художественное творчество: рисование «Птицы нашего города», «Птица, придуманная мною».

Чтение: С. Алексеев «Родная природа» (клест, И. Соколов-Микитов «Весна в лесу», В. Бианки «Чей нос лучше? », М. Зверев «Лесные доктора».

Консультация для родителей на экологическую тему: «Не причиняя вреда природе», «Сокровища леса».

Декабрь: 

Беседы на темы «Как звери зимуют в лесу? », «Жизнь птиц зимой», «Что такое заповедник? », «Красная книга».

Д/и «Кто, где живет? », «Птицы, звери, рыбы», «Кто к кормушке прилетел? », «Опиши, мы отгадаем».

Художественное творчество: рисование «Лесные жители зимой»; аппликация «Синички».

Рассматривание животных и птиц, занесенных в Красную книгу

Чтение: Г. Скребицкий «Четыре художника», Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка», Е. Благинина «Улетают, улетели», З. Александровна «Птичья столовая».

Наблюдения за живой и неживой природой.

Консультация  для родителей на тему: «Интересные факты из жизни птиц».

Январь:

 Беседа на тему: «Водоемы родного края».

Составления рассказов о рыбах.

Рассматривание иллюстраций об озере Байкале, о байкальских рыбах.

Д/и. «Опиши, какая рыба? ».

Художественное творчество: рисование «Золотые рыбки».

Чтение: легенды «Богатырь Байкал», «Омулевая бочка»; загадывание загадок о рыбах.

Просмотр фильма «Байкальский заповедник».

Консультация  для родителей на тему: «Байкал - жемчужина России».

Февраль:

 Беседы на темы «Кто такие рыбы? », «Нерпа - рыба или зверь? ».

Д/и «Собери рыбу», «Пищевые цепочки».

Художественное творчество: «Нерпа» рисование ; аппликация «Морское царство».

Чтение о природе родного края, животных Сибири.

Консультация  для родителей на тему: «Аквариум в доме».

Март: 

Беседы на темы: «Хвойные деревья – Сибири», «Где растения любят жить? », «Путешествие растений».

Рассматривание картин и иллюстраций о деревьях Сибири, растениях занесенных в красную книгу.

Д/и  «Чьи листья? », «Найди дерева по семенам».

Художественное творчество: рисование «Весенний коллаж».

Чтение: В. Бианки «Рассказы о природе», Н. Н. Павлов «Загадки цветов».

Консультация для родителей на тему: «О чем рассказывают растения»

Апрель: 

Беседы на темы: «Зачем нужно беречь природу? », «Зеленая аптека».

Наблюдения за объектами живой и неживой природы.

Д/и «Расскажи какой цветок? ».

Художественное творчество: рисование «Семья ежей», аппликация «Сирень».

Чтение художественной литературы о растениях, цветах, деревьях .

Май: 

Мониторинг.

Участие родителей в акции «Юный эколог» (посадка цветочной рассады на территории детского сада).

 

 

 

 

 

 

Литература:

Иванова А. И Живая экология: Программа экологического образования дошкольников.

М., 2007.

Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М., 2006.

Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 1995.

Павленко Н. Н., Родюшкина Н. Г. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ. М., 2006.

Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. М., 2010.

Зенина Т. Н. Экологическая гостиная в ДОУ. М., 2008.

Шишкина В. А. Прогулки в природу. М., 2002.

Сравнительный анализ программ по экологическому образованию дошкольников.

Необходимость воспитания с самого раннего детства правильного взаимодействия человека и природы очевидна. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру, основы экологической культуры личности, являющейся части  духовной культуры.

Авторы целого ряда программ по экологическому образованию и воспитанию детей дошкольного возраста (Л.М.Маневцова,  П.Г.Саморукова, В.И.Ашиков и С.Г.Ашикова, С.Н.Николаева, Н.А.Рыжова,  И.Г.Белавина, Н.Г. Найденова и др.) предлагают различные подходы к определению его сущности и содержания, каждая программа отличается своей спецификой и структурой.

Л.М.Маневцова,  П.Г.Саморукова  авторы методики экологического воспитания и образования дошкольников, считают основной целью экологического воспитания и образования дошкольников формирование экологической культуры личности, определяя основные составляющие: знание о природе и их экологическая направленность, умения использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, быту, труде и т.д.).  Их мнение разделяют авторы программы по культурно-эколгогическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста «Семицветик» В.И.Ашиков и С.Г.Ашикова.  Главная цель данной программы – способствовать становлению более совершенного человека в нравственном , мировоззренческом , творческом плане. Основными задачами программы являются: раскрытие и развитие восприятия Красоты, заложение этических и нравственных основ, расширение сознания и кругозора, раскрытие и развитие индивидуального творческого потенциала, заложение основы культурно-экологического сознания как базиса личностной культуры. Структуру программы составляют тематические блоки, которые базируются на двух темах: «Природа и Человек».  В тему «Природа» входит все, что относится к проявлениям Природы на нашей планете, - четыре царства природы (минеральное, растительное, животное, человеческое) и четыре стихии (земля, воздух, вода, огонь), а также все , что существует вне Земли, то есть в ближнем и дальнем космическом пространстве. Тема «Человек» рассматривается авторами с позиции высоких духовно – нравственных качеств, которые достойны звания Человека с большой буквы, а также всего прекрасного и общеполезного, что человек создал, создает и может создать в будущем.

Научные исследования С.Н.Николаевой в рамках программы «Юный эколог» представляют экологическое воспитание как новую категорию, непосредственно связанную с наукой экологией и ее ведущими понятиями: организм и среда, сообщество организмов и среда, человек и среда. Целью экологического воспитания дошкольников С.Н. Николаева считает формирование экологической культуры: становление осознано-правильного правильного отношения к самой природе во всем ее многообразии , к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатства материальные и духовные ценности. Это также отношение к себе как части природы, понимание ценности жизни и здоровья, их зависимости от состояния окружающей среды.  Осозанно-правильное отношение детей к природе строится, по мнению С.Н.Николаевой, на чувственном восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знаний приспособленных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование. Осознанный характер отношения проявляется еще и в том, что дети могут самостоятельно или вместе с взрослыми выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных. Процесс становления осознанно-правильного отношения, по мнению автора программы «Юный эколог», сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, создавать изопродукцию, ухаживать за животными и растениями).

Программа «Юный эколог» состоит из двух подпрограмм. Одна из них ориентирована на детей и предназначена для организации занятий по развитию экологической культуры дошкольников (2-7 лет). В данной подпрограмме намеренно не дается автором жесткой привязки задач и содержания экологического воспитания тому или иному возрасту, что позволяет начать ее реализацию в любой возрастной группе детского сада. Другая подпрограмма предназначена взрослым, по ней осуществляется повышение квалификации воспитателе ДОУ, и других специалистов, занимающихся экологическим воспитанием детей. Содержание работы по формированию экологического сознания педагогов отличает данную программу от всех существующих программ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Структура программы «Юный эколог» представлена семью разделами:

1. Элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ.

2. 3. Посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания.

4.Прослеживает роль среды обитания в процессе онтогенеза – роста и развития отдельных видов растений и высших животных.

5. Раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать.

6. Показывает разные формы взаимодействия человека с природой.

7. Даны общие рекомендации к распределению материала по возрастам

Во всех разделах программы приведена позиция «отношение», которая поможет воспитателю понять, насколько дети усвоили новые знания.

Н.А.Рыжова в программе экологического образования «Наш дом – природа» ставит перед педагогами дошкольных образовательных учреждений основную цель – воспитание с первых лет жизни гуманной , социально-активной, творческой личности, способной понимать , любить окружающий мир, природу и бережно относится к ним. Важное значение в программе придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоциональному положительному отношению к природе, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту. Дети приобретают также первоначальные умения , позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края. Данная программа предназначена для работы с детьми пяти – шести лет. Программа состоит из ряда блоков, каждый из которых, в свою очередь, включает комплекс тем. В каждом блоке выделены две части: обучающий (первоначальные сведения о природе) и воспитывающий компонент (понимание значения природы, ее эстетическая оценка, бережное отношение к ней). Большое внимание уделяется совместной с взрослыми практической деятельности детей: проведению наблюдений, опытов, игр и т.д. Предлагается творческое использование программы воспитателем: он может сам, с учетом времени, выделенного для занятий, а также уровня развития детей и своей подготовки, выбрать определенный объем информации. Кроме того, отдельные блоки могут включаться в уже существующие программы экологического образования дошкольников в качестве дополнения.

Н.Н.Кондратьева, автор программы экологического образования дошкольников «Мы», преследуя цель развития личности ребенка, воплощает в своей программе идею гуманизации. Ее суть в создании Человека с развитой системой ценностных ориентаций, в приобщении ребенка к культурному наследию гуманистического направления. Ценностное отношение к природе, по мнению автора программы, проявляется в умении строить свою деятельность и отношение с живым существом на основе признания его самоценности и права на жизнь, уважение принципов милосердия как нормы отношения. В программу заложены знания о многообразии ценностей природы: эстетической, нравственной, познавательной, практической и других, понимание которых рождает у ребенка гуманное отношение к природе, признание его самоценности. При этом главное внимание уделяется рассмотрению связей живых организмов с окружающей средой на разных уровнях. Основу экологической культуры личности , по мнению автора, составляет идея единства и взаимосвязи живого и неживого.

Гуманитарный подход к экологии, как процессу целостного приобщения растущей личности к культуре, обозначен в программе Н.Н.Вересова «Мы земляне». В данной программе раскрывается идея гуманитарного подхода экологии, как процесса целостного приобщения растущей личности к культуре. Основная цель программы – создание условий для становления основ экологического сознания у старших дошкольников, формирование к общему дому – Земле – как к безусловной ценности. Основными задачами являются: обеспечение условий для выработки смысловых позиций землянина, наследника, рачительного хозяина и защитника дома – Земли; творческое самовыражение ребенка и педагога; развитие способностей ребенка; обогащение детей знаниями о природе.

 Ж.Л.Васякина в своей программе «Паутинка» для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет ставит целью экологического воспитания и образования дошкольников формирование целостной системы знаний и умений, навыков, развитие у ребенка «планетарного мышления» , о котором говорил В.И.Вернадский. в основу программы положена неразрывная связь «человека, как живого тела с биосферой». Осуществление экологического образования и воспитания детей происходит посредством решения следующих задач:

- формирование осознания экологической ценности природы в ее единстве с человеком,

- формирование знаний о жизненно-необходимых проявлениях человека, животных и растений (питание, рост, развитие),

- идентификация «себя» с представителями живой природы,

- воспитание чувства сопереживания ко всему живому, которое в дальнейшем трансформируется в сочувствие , а потом в содействие.

Система знаний, заложенная в программу, представляет 4 больших блока ответов на основные вопросы, возникающие у детей дошкольного возраста: «Как я живу?», «Где я живу?», «Когда я живу?», «С кем я живу?».

Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает 3 возрастные ступени экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста:

- младший дошкольный возраст (от 3 до 4 лет),

- средний дошкольный возраст (от 4 до 5 лет),

- старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет).

Программа  «Жаворонок» (авторы В.А.Зебзеева, Н.А.Быкова, Н.А.Головачева), которая рассчитана на детей от 3 до 7 лет и может быть использована как в дошкольном образовательном учреждении, так и в сфере дополнительного образования. Программа включает эмоционально-ценностный компонент, чему способствует построение работы на удивлении, любовании природой, использование природного материала, учет принципа «три Э»(экология – эстетика - этика), интеграция изобразительной, музыкальной, художественной деятельности детей, комплекс «Искусство, творчество, экология». Основная цель программы – обеспечение экологического развития личности детей дошкольного возраста. Содержание программы разделено на разделы:

1 – «Любуемся, чувствуем , фантазируем, отображаем»,

2 – «Воспринимаем, анализируем, создаем»

3- «Исследуем, мыслим, учимся»,

4 – «Двигаемся, отдыхаем».

Таким образом , в программе реализуются важнейшие целевые установки.

Программа А.И.Иванова «Живая экология» охватывает три основных направления экологического образования:

- «Развитие элементарных естественнонаучных представлений» ,

- «Развитие экологической культуры детей»,

- «Развитие представлений о человеке в истории и культуре».

В программе даны критерии оценки умений, знаний и навыков детей с природой. Выделяются три уровня ознакомления детей с природой. Первый, самый низкий, предусматривает ознакомление с отдельными фактами(объектами, явлениями, процессами, трудовыми операциями) вне связи друг с другом. Второй – подразумевает ознакомление с различными формами взаимодействия объектов, установление причинно-следственных связей, действующих в природе. Обучением на третьем уровне означает, что все объекты и явления рассматриваются во взаимосвязи, а также в связи со средой обитания. В программе определены основные принципы формирования экологических понятий у детей, описаны педагогические условия, даны рекомендации по реализации программы.

Наличие научных идей в программах по экологическому воспитанию детей.

Название программы

Возраст

Научные идеи

Идея единства и взаимосвязи живого и неживого в природе

Идея единства живого и неживого

Идея единства человека и природы

Идея многообразия организмов, их экологического единства

Идея систематического строения природы на уровне отдельных живых организмов , а также сообществ организмов и их взаимодействия между собой и средой обитания

Васильева М.А. «Программа воспитания и обучения в детском саду»

Младший

Средний

Старший 

Подготовительный

+

+

+

+

-

- +

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

-

-

-

«Мы» Кондратьева Н.Н.

Младший

Средний

Старший 

Подготовительный

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

«Детство»

Младший

Средний

Старший 

Подготовительный

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

«Юный эколог»

Младший

Средний

Старший 

Подготовительный

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

«Семицветик»

Младший

Средний

Старший 

Подготовительный

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+ неполно

+неполно

+неполно

+неполно

+

+

+

+

«Истоки»

Младший

Средний

Старший 

Подготовительный

+доработка

+доработка

+доработка

+доработка

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+неполно

+неполно

+неполно

+неполно

11 декабря 2016 в 19:07

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.